Речной разговор. Ничем не примечательный родничок, робко пробившийся к поверхности земли на территории Донецкого кряжа, является истоком и колыбелью небольшой речки Миус. Не всякий путник, перешагнувший говорливый ручеёк у родника, догадается, что следуя за этим ручейком, можно добраться к Миускому лиману Азовского моря. Правда, для этого любознательному путешественнику предстоит прошагать почти 260 км. и пересечь государственную границу между Украиной и Россией, разделившей один некогда единый народ. Если бы человеку было дано понять неспешную речь воды, он бы услышал много захватывающих, поучительных историй и пророческих предостережений, рассказанных рекой. Воды Миуса были свидетелями многих исторических событий, разыгрывающихся на его берегах. Река помнит, как поили своих разгорячённых коней в её водах хазарские воины, совершавшие очередной набег на русские земли. Не забыла река и шумные переправы татарской конницы, возвращавшиеся с богатой добычей после очередного удачного набега. Её воды на себе ощутили стремительный ход запорожских «чаек», неспешность турецких галер и первые появления Петровских «струг», спускающихся к Азовскому морю. Пришлось реке увидеть и пылающие в зареве Гражданской войны казацкие станицы. А в Великую Отечественную Войну до августа 43 года по берегам Миуса проходила линия обороны, больше известная под названием «Миус – Фронт»… Много воды утекло с тех давних времён. Река унесла прошедшие годы и столетия в море истории, и прошедшие года всё глубже заносятся илом людского забвения. Человеческая память коротка, недолговечна и переменчива. Только река ничего не забыла и пытается поведать беспечным людям их истинное предназначение. Она в миллиардный раз тихим голосом речных перекатов ведёт свой монолог с людьми и надеется быть услышанной и понятой ими. В России есть десятки тысяч подобных Миусу малых рек со схожей судьбой, переживающих далеко не лучшие времена в своей истории. Некогда чистые воды Миуса изобиловали многочисленными речными обитателями, и река, как радушная хозяйка заботилась о своих обитателях, предоставляя им и кров, и стол, и место для продолжения рода. Сюда на нерест многие столетия, повинуясь голосу предков, заходили и проходные виды: азовский осётр, шемая, рыбец, «пузанок», тарань, судак, лещ и многие другие обитатели Азовского и Чёрного морей. Река всегда была доброй матерью – кормилицей не только для речных обитателей, но и для людей, живущих по её берегам. В годы «лихолетья» войн и голодных неурожаев она делилась с людьми своим богатством, спасая от голодной смерти тысячи людей. Что же должно произойти в сознании людей, «отплатившим» реке чёрной неблагодарностью? В погоне за сиюминутной выгодой, терзаемые жаждой наживы люди начали методически убивать реку и её ни в чём не повинных обитателей, тем самым, убивая самих себя и своих настоящих и будущих потомков. Рано или поздно людям придётся отвечать за свои поступки, если не перед Богом, то перед своими потомками, которые непременно спросят, что за неразумное племя варваров жило здесь? Племя, предавшее свою веру, отказавшееся от уз братства, уничтожившее живую природу, разбазарившее её недра, погубившее реку и оставившее после себя безжизненную пустыню, воздвигнувшее непонятные границы, разделившие этими границами себя самих. Ответ придётся держать всем: и участникам такого «шабаша» и тем, с молчаливого согласия которых творились эти злодеяния. За берега, превращённые в мусорные свалки и сточные канавы, за браконьерские сети, которые стали обыденным явлением, за «электроудочки», выбившие всё живое в реках и озёрах. В индусской религии, предполагающей «ренкарнацию» души, существует незыблемое правило: душа умершего, никогда не переходит на следующий уровень воплощения, пока не устранит все совершённые при жизни неблаговидные поступки и деяния, не соберёт весь мусор, брошенный за всю свою жизнь где попало, не восстановит погубленные деревья и кустарники и не возместит вред, причинённый живой природе. И пока этого не произойдёт, она будет метаться и страдать, как страдала в своё время живая природа по вине такого человека. Представляете, сколько нам с вами предстоит работы после смерти? Даже вечность меркнет перед такой громадой дел. И только после завершения этой работы мы поймём, о чем хотела рассказать и от чего предостерегала река неразумных людей, возомнивших себя венцом мироздания и забывших о своих корнях. И чтобы не обрекать себя на вечные мучения и призрение потомков, ещё не поздно услышать голос гибнущей природы, внять её мольбам и попытаться уже сейчас исправить ошибки, совершённые нами или хотя бы не совершать новых насилий над природой. Тщеславные люди зачастую забывают, что человек рождается на свет нагим, нагим он и покидает этот бренный мир. О нём на земле, остаётся только память потомков. Ни какие материальные блага не способны заменить людям общение с живой природой… Река говорила и говорила, её переливающийся серебром голос и плавные слова за долгие годы успели отшлифовать влажные камни переката, превратив их в речную гальку. Сидя на берегу реки, я долго слушал завораживающий голос речного переката, пока не понял истинного смысла его слов… DedSvirid
Колумбиец -Рано или поздно все равно, поймут. Только поймут по моему разумению слишком поздно. И это печально.
Ну ничего себе сообщеньице-есть о чем подумать, сразу видно, что грамотный и мудрый человек писал, наверно историк-СПАСИБО за просвещение. С каждым словом согласна!!!
bistv - Никакой я не историк, просто люблю свою малую Родину. А увлечение рыбалкой только способствует укреплению этой любви.
Прощённое Воскресенье. Прощённое воскресенье. Завершало весёлую, разухабистую и удалую «масляную» неделю «прощённое» воскресенье. В этот день по - христианскому обычаю следовало попросить прощения у всех родных и близких людей за вольно или невольно причинённые им обиды. Примерившись с людьми во время Великого поста, человек пытался примириться с самим собой и тем самым приблизиться к Богу. Накануне, созвонившись с Сергеем, мы планировали порыбачить в низовьях Миуса. Однако, как всегда бывает, погода внесла свои коррективы, заставив отказаться от первоначальных планов. Сильный юго – западный ветер, не на шутку разбушевавшийся ещё в субботний вечер, вынудил службы МЧС передать штормовое предупреждение по югу Ростовской области. Ни о какой удачной рыбалке в нижнем течении Миуса при «низовке» думать не стоит, однако это правило не всегда срабатывает весной. Сильный юго - западный ветер поднимает в мелком Азовском море «нагонную» волну. Особенно ярко это проявляется в Таганрогском Заливе, а ещё чётче действие «низовки» можно наблюдать в Миуском лимане и в низовьях Миуса, когда буквально на ваших глазах происходит быстрый подъём уровня реки. Течение приостанавливает свой неутомимый бег, и река, как бы немного подумав, начинает медленно двигаться в обратном направлении. Уровень подъёма реки напрямую зависит от высоты морской волны и скорости ветра. Бывает с вечера ты вытащил свою лодку на песчаный бережок, а на утро застаёшь её мирно качающуюся в объятиях ласковой речной волны. И если бы вы предусмотрительно не привязали её к прибрежной иве, вы вообще могли не застать свою верную речную подругу на привычном месте. За ночь уровень воды может подняться на 30-40 см. и отвоевать у берега до двух метров его территории. Хороший, нечего сказать, «фортель» выкинула погода, поставив перед нами трудно разрешимую задачу на предстоящей рыбалке. Так ничего конкретно и не решив, трогаемся в путь, а там, как говорят в Одессе, «будем посмотреть». Миновали большое и красивое село Троицкое, с его заметным издалека, куполом церкви. Здешние Примиуские сёла имеют схожую историю, они, как компания уличных мальчишек, примерно одного возраста и со схожей судьбой. Всем им от силы по 220 – 240 сорок лет от роду. Зарождались они в Екатерининскую эпоху, во времена активного освоения Россией этих территорий. Возникали поселения, как правило, возле крепости, а впоследствии - города Таганрога на левом берегу Миуса. В те не столь далёкие времена, чтобы поселение получило статус села, в нем обязательно должна быть воздвигнута церковь, только в этом случае оно получало статус села. Так, возникли сёла: Николаевка, Троицкое, Покровское, Матвеев Курган, Авило-Успенка. Своим названием они были обязаны именно церкви воздвигнутой, в честь церковного праздника или святого, которые считались небесными покровителями для этих сёл и людей их населяющих. Ещё одна характерная историческая особенность заключалась в том, что у всех этих сёл появлялись их правобережные побратимы хутора: Малая Неклиновка, Семаки, Едуш, Федосеевка, Кошкино, Андреево Мелентьево и многие другие. Население этих хуторов составляли беглые крестьяне со всей России, но основной костяк были «холопы» из Украины. Чтобы обжить эти территории царское правительство благосклонно относилось к беглым поселенцам. В те времена действовало негласное правило: «С Дону возврата нет». Беглецов не возвращали прежним хозяевам. Вот поэтому с тех времён сохранился характерный южно – русский говорок, с примесью украинской речи, отличающий местных старожилов. Но довольно истории, вернемся к заждавшейся нас с вами предстоящей рыбалке. За Троицком, перед Николаевкой, река делает три довольно внушительных и протяжённых зигзага, меняя своё южное стратегическое направление на непродолжительное противоположное - северное. Это дает нам возможность укрыться от сильного ветра, и найти наиболее перспективные затишные места для предстоящей рыбалки. К тому же в этом месте пойму реки прикрывают довольно высокие южные холмы. Осторожно спустившись к реке, мы покидаем Серёгину старушку Тойоту и выходим на Миуский берег. Место выбрано нами довольно удачно, мы находимся, как « у Бога за пазухой», ветер свистит где - то высоко над нами, не причиняя нам никакого неудобства. Только заметно уменьшенное течение реки напоминает нам о непогоде, разыгравшейся на стыке двух атмосферных фронтов. Яркое по - весеннему, ласковое солнце с высоты наблюдает за нами, не забывая при этом поддерживать температуру в пределах +6, +8 градусов. Воздух наполнен весенними ароматами пробуждающейся природы, мы полной грудью вдыхаем в себя этот чистый воздух. Его чуть горьковатый запах прошлогодней полыни, замешанный на прелых листьях и разбавленный речными запахами прибрежного камыша и ивняка, приятно кружит голову. Расчехляем свои «болоньезы» и приступаем к ловле. По нашим предположениям «низовка» должна вынудить лиманную тарань и шемаю зайти в устье реки и двигаться с подъёмом воды вверх по течению. Вопрос только: насколько далеко продвинется рыба и дойдёт ли она к нам, ведь от устья нас отделяет порядка 6 – 7 километров. На моей катушке Milo mixage 1000 размещается 100 метров Max – power line, диаметром 0,18 мм. Скользящий бальсовый поплавок грузоподъёмностью в 4гр. устанавливаю на метровую глубину и, насадив на крючок две личинки опарыша, забрасываю снасть в неспешную речную струю. Флегматичное продвижение моего поплавка вниз по течению в десяти метрах от места заброса было внезапно прервано вмешательством извне. Судорожно дёрнувшись, он скрылся с моих глаз в речной пучине. Не ожидавший такого вероломства на первой же проводке, я замешкался с подсечкой. Голый крючок был красноречивым укором моей нерасторопности и указывал на утраченную профессиональную пригодность, причиной которой являлась продолжительная зимняя пауза. Не зря, наверное, летчики, вернувшиеся из отпуска, прежде чем сесть за штурвал самолёта, проводят время на лётных тренажёрах, и лишь потом допускаются к полётам. Насадив новую порцию наживки, делаю повторный заброс. Теперь моё внимание сконцентрировано только на поплавке, и его внезапное исчезновение не застало меня врасплох. Следует мягкая, но довольно широкая подсечка, ведь поплавок с насадкой уплыл от меня метров на 40. Руки ощутили позабытое за зиму сопротивление подсечённого противника и вернули мне уверенность и прежние навыки. Как образно говорят в таких случаях: «Мастерства не пропьёшь и не потеряешь». Негромкие хлопки тараньим хвостом по едва заметной молодой травке звучали у моих ног, как овации восторженных поклонников, и окончательно заставив поверить в свои силы. Сергей, расположившийся от меня в сотне метров вниз по течению, тоже не теряет зря времени, вытаскивает на берег свою добычу. Три часа проведённые на берегу реки пролетели как одно мгновение. За это время нам удалось поймать по два десятка отборной тарани весом 200 – 250 грамм, и примерно по десятку шемай на брата. Рыба брала только по верху, придонная проводка не давала желанных результатов. Очевидно, сказалось действие «низовки», заставившей речных обитателей подняться в верхние слои воды. Вполне возможно порывистый ветер, приносил каких - то насекомых и сухие степные семена, наличие которых поднимало рыбу в верхние богатые кормом слои воды. Вот таким выдался для нас день 12 марта или, как его называют, «прощённое воскресенье». Надеюсь, что река приняла моё запоздалое прошение о прощении, за - когда то, невзначай сломанную ивовую веточку, необдуманно оброненный на берегу окурок и пустую пивную банку. Природа великодушна, она умеет понять и простить, но ресурсы её не безграничны, с этой грустной мыслью я и покидал берега приветливого Миуса. Долго ли я буду помнить данное обещание южной реке?… Март 2006 года. DedSvirid.